Новый закон о финансировании капитального ремонта
      20 апреля 2012 г. членами Совета Федерации и группой депутатов Государственной Думы всех фракций был внесён законопроект № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов), направленный на создание в субъектах РФ региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
     
     При этом согласно новой норме – подпункту 164 статьи 12 ЖК РФ под региональной системой капитального ремонта многоквартирных домов понимается «совокупность мер, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками помещений в многоквартирных домах, и направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в много-квартирных домах, осуществляемого на плановой основе за счет обязательной платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, вносимой собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - плата за капитальный ремонт), а также иных источников».
     Законопроектом предусматривается сохранение права собственников приватизированных жилых помещений требовать у бывшего наймодателя провести капитальный ремонт домов, если такой ремонт требовался на момент приватизации; вводятся равные права для собственников помещений многоквартирных домов на доступ к возможности получения средств бюджетной поддержки на цели проведения капитального ремонта независимо от выбранного способа управления; создаются предпосылки для получения субсидий из федерального бюджета на цели капитального ремонта многоквартирных домов.
     Законопроектом предлагается в статью 154 Жилищного кодекса РФ внести поправки, согласно которым владельцам квартир добавят еще один обязательный платеж за капитальный ремонт в специальные фонды, за счет чего ежемесячные платежи собственников за помещений в МКД значительно вырастут. Порядок определения минимального платежа устанавливаются муниципальными органами власти, а порядок определения максимального размера платежа - региональными органами власти. Так, статью 156 ЖК РФ предлагается дополнить частью 81 следующего содержания: "
     81. Плата за капитальный ремонт вносится собственниками помещений в таком доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, ежемесячно в размере, определенном органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), а в случае, если такой размер органом местного самоуправления не установлен - в размере минимальной ежемесячной платы за капитальный ремонт, установленной законом субъекта Российской Федерации."
     Таким образом, законопроект обязывает собственника помещения в МКД платить за капитальный ремонт дома, но без права участия в выборе кому, куда и сколько платить, а также оплачивать ремонт чужого жилья, не имея возможности влиять ни на сроки ремонта, ни на выбор объектов.
     Законопроект предусматривается в каждом регионе организовать систему финансирования капремонта многоквартирных домов, которая будет пополняться ежемесячными обязательными платежами владельцев квартир. Однако мнению депутата Оксаны Дмитриевой, законопроект противоречит принципам Гражданского кодекса. Так, авторы законопроекта даже не попытались продумать механизм накопления средств на капитальный ремонт, который бы персонифицировал накопления по собственникам и домам, и предлагают действовать по методу "сдавайте все в общий котел, а потом чиновник сам разберется". Такой подход не имеет ничего общего с эффективностью и устойчивостью финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и полностью исключает ответственность государства.
     Оппонентов законопроекта также не устраивает, что в нем никак не упоминаются обязательства органов власти по капитальному ремонту, деньги за который собирались и прежде, а новая схема движения собираемых средств является абсолютно непрозрачной. Кроме того, в отсутствие привязки накапливаемых денег к конкретным домам неминуема ситуация, когда дисциплинированные собственники будут оплачивать ремонт в домах своих соседей-неплательщиков.
     Планировалось, что закон, должен начать действовать с 2013 г.
     По мнению экспертов, предлагаемые законопроектом поправки в Жилищный кодекс подтолкнут так называемую деприватизацию, когда собственники, которым не под силу самостоятельно обслуживать приватизированные квартиры, будут возвращать их в собственность муниципалитетов.
     
     МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости
     
     Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов начнет действовать с 1 июля 2014 года, в квитанциях на оплату услуг ЖКХ появится дополнительная строчка, сообщил глава фракции "Единой России" в Госдуме Андрей Воробьев.
     По его словам, в осеннюю сессию Госдума примет законопроект во втором и третьем чтениях.
     В 2013 году в субъектах РФ пройдет разъяснительная работа по нюансам законопроекта.
     
      Московский Комсомолец № 26116 от 12 декабря 2012 г., просмотров: 5289
     
     Госдума приняла во втором чтении поправки в Жилищный кодекс
     Во вторник на пленарном заседании Госдумы во втором чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс и в закон о фонде ЖКХ, касающиеся проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Согласно новациям в законе о фонде ЖКХ софинансирование капремонта со стороны граждан будет увеличено с 5 до 15%. Региональные бюджеты должны будут финансировать от 35 до 70% всех затрат на капремонт. При этом способы оплаты капремонта жильцами до конца так и не определены. Придется ждать третьего чтения.
     Поправки в Жилищный кодекс касаются способов софинансирования капремонта со стороны жильцов домов. Раньше действовал только один вариант. Этот способ предполагал систему так называемого общего котла. Когда со всех собственников в обязательном порядке должны были собрать деньги в этот «общий котел». Дальше этими средствами должен был распоряжаться чиновник, который зачастую оказывался нечистым на руку и попросту их разворовывал. Такое положение дел абсолютно не устраивало главу жилищного комитета Госдумы Галину Хованскую, поэтому был разработан второй вариант.
     Согласно ему собственники жилья могут открыть коллективный счет в банке на собственный дом и собирать на этом счете деньги до какого-то определенного уровня. А потом, в будущем, отремонтировать за эти деньги только свой дом.
     Однако даже в этом варианте есть свои недочеты. Это признала и сама Галина Хованская, сказав, что осталось очень много нерешенных вопросов. Например, что материальная помощь субъектам может оказываться, но если это предусмотрено в бюджете. «Мы все понимаем, что дотационные регионы в большинстве своем с этим не справятся, что в данном случае совершенно необходима помощь федерального бюджета», — заявила Хованская. Вот только в бюджете на будущий год и на плановый период 2014–2015 годов эта помощь не предусмотрена.
     К тому же Галину Хованскую не устраивает, что для выбора наиболее удобного способа софинансирования капремонта гражданам дается только два месяца: июнь и июль 2013-го. «Если счет не открыли, попадете в общий котел. А вот выползти из этого общего котла знаете сколько времени понадобится собственникам? Два года. Ненормальная ситуация».
     
      МОСКВА, 14 дек — РИА Новости.
     
     Госдума приняла в пятницу в третьем, окончательном чтении закон о создании системы финансирования капремонта многоквартирных домов (МКД), который вводит обязательные ежемесячные платежи для собственников квартир. При этом они смогут самостоятельно выбрать способ накопления средств — через регионального оператора или на отдельном специальном счете собственного дома.
     Законопроект был принят в первом чтении 8 июня 2012 года и вызвал акции протеста населения, после чего законодатели в течение полугода скрупулезно работали над текстом документа.
     Согласно принятому закону, минимальный размер ежемесячного взноса на капремонт будет устанавливаться нормативным правовым актом субъекта РФ на основе методических рекомендаций уполномоченного федерального органа власти. Как отмечалось ранее, сумма взноса может составить от 2 до 12 рублей за каждый квадратный метр жилого помещения собственника квартиры.
     Субъекты РФ будут формировать региональные программы капремонта, в который будут включены все дома, подлежащие капремонту с указанием сроков его проведения. В первоочередном порядке должны будут ремонтироваться дома, которые требовали капремонта на дату приватизации первого жилого помещения, и ремонт не был проведен к моменту утверждения или актуализации региональной программы.
     Собственники смогут выбрать один из способов формирования фонда капремонта: на специальном счете конкретного дома или на счете регионального оператора, так называемый «общий котел».
      Если собственники, которые ранее приняли решение копить средства через регионального оператора или не выбрали способ накопления вообще и автоматически попали в этот «общий котел» примут решение отказаться от регионального оператора и начать формировать фонд на специальном счете, то такое решение вступит только спустя два года.
     Если же они наоборот откажутся от спецсчета дома и захотят перейти к региональному оператору, то решение вступит в силу через месяц.
     
     Законопроект содержит закрытый перечень работ по капремонту, которые финансируются за счет фонда. В него входят ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт и замена лифтов, крыш, подвалов, фасадов, фундаментов дома и установка общедомовых приборов учета теплоэнергии, воды, электроэнергии и газа. Однако нормативным актом субъекта РФ этот перечень может быть расширен.
     Субъекты РФ к 1 июля 2013 года должны будут принять нормативно-правовой акт на создание региональной программы капремонта общего имущества в МКД. Такая программа будет формироваться на срок, необходимый для проведения капитального ремонта во всех домах, расположенных на территории субъекта.
     После утверждения региональных программ собственники жилья должны будут не более чем в течение двух месяцев принять решение о способе накоплений.
     Обязанность по уплате взносов на капремонт возникнет через четыре месяца после официального опубликования утвержденной программы капремонта МКД.
      Средства, полученные региональным оператором от собственников одного дома, могут быть на возвратной основе использованы на финансирование капремонта общего имущества в других МКД этого же оператора.
     Как сообщила ранее первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева («Единая Россия»), после принятия закона в течение одного года в регионах будут формироваться региональные программы капитального ремонта. По ее словам, делать ежемесячные взносы собственники жилья начнут с середины 2014 года.
     
      В Общественной палате скептически относятся к хранению средств на банковских счетах. «Капремонт не проводится каждый год, и за время накопления даже при низкой инфляции могут обесцениться», — считает член Общественной палаты Алексей Арбузов.
     Однако текущая редакция законопроекта не прописывает, какой должна быть доля федеральных и региональных властей в софинансировании капремонта, добавляет он. «Мы поддерживаем идею активного участия властей в капремонте многоквартирных домов. Ст. 16 закона о приватизации обязывает государство как бывшего наймодателя провести капремонт в тех домах, в которых до приватизации капремонт не проводился. Но на момент перехода прав собственности никто не фиксировал состояние домов», — считает Людмила Шувалова, заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты.
     В странах Европы со схожими с Россией условиями состояния жилого фонда подобные модели софинансирования капремонта работают давно, рассказывают в Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC). Например, в Словацкой республике, Венгрии, Польше и Эстонии, где большинство населения проживает в многоквартирных домах, собственники накапливают свои средства в специальных фондах. В Эстонии, Польше и Словакии формирование такого фонда является обязанностью владельцев квартир. Под эти накопления товариществам собственников жилья или управляющим компаниям банки предоставляют кредиты на капремонт. Государство осуществляет управление рисками через институты развития, которые предоставляют коммерческим банкам частичные гарантии по кредитам на капремонт.
     «В российском законопроекте о капремонте жилых домов нет ни слова об институтах развития, и это является существенным изъяном данного документа. Таким институтом мог бы стать Фонд ЖКХ», — сетует директор Института экономики энергетики и ЖКХ НИУ ВШЭ Виктор Колесник.
     Законопроект «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов» был принят Госдумой в первом чтении 8 июня 2012 г. До сих пор счета, приходящие владельцам квартир, включали в себя только плату за содержание и ремонт жилых помещений и плату за коммунальные услуги. Законопроект добавляет к этому счету ежемесячный платеж за капремонт, который до сих пор был добровольным. Решение о том, что дом в нем нуждается, принимало общее собрание собственников. Размер ежемесячной платы предлагается привязать к федеральному стандарту стоимости капремонта 1кв. м жилого помещения. Согласно постановлению правительства №1077«О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014гг.», этот стандарт в целом по стране на 2012г. составляет 6 руб. С собственников планируется взимать от 0,5 до 1,5 этой величины. Средства предлагается накапливать на счетах УК и ТСЖ или централизованно отправлять в специальный фонд. Какая схема будет реализована в конкретном субъекте РФ, должны решить региональные власти.
     Многоквартирный жилой фонд составляет 3,2 млн зданий общей площадью 2,237 млн кв.м. 53% жилого фонда составляют квартиры, находящиеся в частной собственности. Потребность в комплексном капитальном ремонте испытывают 93-96% многоквартирных домов страны со средним сроком эксплутации не менее 25 лет. Для проведения капремонта и модернизации жилого фонда страны необходимы масштабные инвестиции.
     
     
      Комментарии специалистов.
     1.Забыт накопленный долг государства Российского и ранее Советского за кап. ремонт МКД за предыдущие годы управления.
     Статья 16 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в действующей редакции гарантирует собственникам помещений исполнение государтством своей обязанности при приватизации передать МКД в отремонтированном виде и эта обязанность сохраняется до её исполнения:
     "Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда."
     Т.е. пока усматривается, что законник Медведев Д.А. забыл о долге государства это в парламентских выражениях, а в не парламентских - подтвердил, что им возглавляемая партия жульническая и воровская: зажулила и намеревается обворовать собственников помещений на сумму долга государства на капитальный ремонт МКД.
     
     2.В условиях не побеждённой инфляции все накопительные системы оплаты в государственной ответственности жульнические и воровские. Не трудно оценить, что через 10 лет (характерный срок для капремонта) при инфляции в 10% от 100 рублей останется всего примерно 35 рублей.
     Т.е. Медведев Д.А. через подконтрольную ГД и обязывание граждан копить предпринимает попытку обжулить и обворовать собственников помещений на сумму 65 рублей с каждой сотни оплаченной по статье за капитальный ремонт, без одновременного и безусловного обязательства государства компенсировать гражданам обесценивание накоплений из-за инфляции, за которую отвечает Медведев Д.А., как глава исполнительной власти.
     
     3.Законопроект предусматривает, что контролировать и назначать ремонты будет власть. Т.е. деньгами собственников помещений уменьшенных инфляцией будет распоряжаться не собственник денег, а власть. Вот так, так.
     Про свои долги забыли, но не забыли оставить свой нос во всякие там согласования и контроли.
     
     4. Есть ещё тема с "Фондом содействия реформированию ЖКХ" (Фонд)- это лукавое признание долга за государством за недоремнт жилого фонда. Именно в этот фонд были направлены, как заявлял Путин ВВ, средства от разгромленного Юкоса.
     
     Воспользоваться этими деньгами смогли далеко не все собственники помещений. И это было заложено в величине фонда. При долге государства оцениваемого в 6 триллионов рублей за кап. ремонт (на время утверждения Фонда), фонд сформировали в размере 240 миллиардов рублей. Т.е. примерно (по балансовой стоимости) всего 4%.
     Ну как не назвать это жульничеством. Запуск в толпу пятитысячных купюр Павлом Дуровом просто детская шалость по сравнению с выделением исчезающе малой суммы на кап ремонт и наблюдением, как граждане трепыхаются, создавая неведомое им ТСЖ, в попытках получить деньги из Фонда.
     
     Как бы то не было тема с возможностью капитально отремонтировать свои МКД за счёт долгов за кап. ремонт государства накрывается.